Пожалуй, один из ярчайших персонажей в истории Грузии. И как я мог забыть об этом человеке? Это же настоящий кладезь исторических противоречий, граней натуры и… в общем, это - поэт, публицист, грузинский патриот и борец за суверенитет Грузии, святой (действительно, был канонизирован Грузинской Православной Церковью в 1987 году как Илья Праведный), потомственный князь и юрист (правда, с незаконченным высшим, как сейчас говорят, образованием).
Мешает ли одно другому – судить вам и истории. Которая, кажется, все уже рассудила : )

фото 1

Однако по порядку. Илья Григорьевич Чавчавадзе родился 27 октября по старому стилю и 8 ноября по новому, в 1837 г. в Восточной Грузии, в селе Кварели. Отец его был кавалеристом, служил в Нижегородском полку, вышел в отставку поручиком. Мать – княгиня - сидела дома, любила литературу, искусство, и вообще была довольно просвещенной для тогдашней эпохи женщиной. Именно она научила Илью читать и писать. Однако продолжить образование ему суждено было в другом месте – с крестьянскими детьми, к которым высокородная маман пустила его ничтоже сумняшеся: )
Затем, с 1848 года, он учился в частном пансионе в Тифлисе, позже – в Тифлисской гимназии. Закончив ее, он направил стопы в Петербург.
Отучившись 4 курса на камеральном отделении юридического факультета Петербургского Университета, Чавчавадзе ушел из-за «студенческой истории», которая представляла собой ни что иное, как волнения и забастовку студентов 1861-2 года.

фото 2

В основном из-за того, что Чавчавадзе хорошо учился и не был исключен, а ушел сам, в плане карьерного роста он все же не стал «сбитым летчиком», а продолжил юридическое самообразование и практику. Отсутствие законченного высшего не помешало ему стать чуть позже судьей, однако сразу же после ухода из университета он был командирован в Кутаисскую губернию в качестве чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторе. Поясню: в 1864 году на Кавказе наметилась освободительная крестьянская реформа, исключительно локально, в пределах кавказского наместничества, в результате чего на местах понадобились люди, юридически подкованные, для первоначального определения текущих отношений крестьян с помещиками. Вот туда-то Чавчавадзе и вписался

фото 3

Вообще если искать исторический аналог личности Чавчавадзе на славянской территории, то ближе всего к нему стоит Тарас Шевченко. Такая же всесторонне одаренная и образованная личность и такой же бунтарь. Патриот своей страны, народник и при этом – полиглот.

фото 4

(Ольга Чавчавадзе, жена)

Чавчавадзе в свое время постарался внести максимально ощутимые изменения в поэзию и культуру Грузии, сделав ее народной, а не только вместилищем «царей и войн», по его собственному выражению. Вообще (можно я отвлекусь?) смена исторических эпох проявляется в культуре именно таким образом: например, приход возрождения на смену средневековью в искусстве обозначился именно антропоцентризмом, то есть вместо десятка религиозных идолов, закрытых на все пуговицы слуг, шутов либо растительных орнаментов на полотне популярен стал живой человек, один или вдвоем, и весьма вероятно, что обнаженный. Логика понятна? Также и с грузинской литературой середины – конца 19 столетия, в которую Чавчавадзе внес ощутимые изменения, убрав фокусировку с царей. Цари, в частности, российская царская охранка, ему этого не простили, и есть предположение, что убийство Чавчавадзе – дело именно ее рук. Правда, тут есть разные мнения, но давайте все-таки по порядку.

фото 5

Задолго до смерти Чавчавадзе все-таки успел сделать очень многое: поработать сначала мировым посредником, а затем судьей в Душетском уезде Тифлисской губернии, обучить грамоте кучу своих соотечественников, будучи председателем распространения общества грамотности (это официальная должность), побыть членом Госсовета от дворянских сообществ. В рамках своей литературной деятельности он писал стихи и пьесы как на грузинском, так и на русском, переводил на грузинский язык русских классиков и с немецкого, французского и английского языков – Гете, Шекспира и других европейских авторов. Также он писал множество публицистических статей, в которых ратовал, в частности, за автономию Грузии, чем вызывал открытую неприязнь как российской власти (именно поэтому считается, что, скорее всего, его смерть пришла именно оттуда), так и РСДРП, которых тоже довольно резко критиковал и позиции которых в Грузии в результате этой критики стремительно ослабевали.

фото 6

Убийство Чавчавадзе – вообще дело крайне мутное. Раскрыто оно, разумеется, не было, и дебютная версия была такова: 30 августа 1907 года Чавчавадзе во время прогулки в местечке Цицамури (неподалеку от Мцхета) убит грузинскими бандитами. Справедливости ради, бандиты там действительно присутствовали, сами по себе, либо нанятые кем-то – этого не удалось доподлинно выяснить. Есть мнение, что они охотились не на абы кого, а конкретно на Чавчавадзе. Существует легенда о том, что Чавчавадзе, увидев бандитов, встал с сидения той коляски, в которой они прогуливались с женой Ольгой, и сказал – «Не стреляйте, я Илья Чавчавадзе!». Ответ их якобы был: «Именно поэтому мы и выстрелим», после чего раздался выстрел и бандиты скрылись. Однако при вскрытии оказалось, что стреляли не в упор, а в спину, то есть сзади, в то время как бандиты подошли спереди. В любом случае настоящий убийца не был пойман, и «глухарь» повесили на банду Гиглы Бербичашвили.

фото 7

(Место гибели И. Чавчавадзе)

Историки разных эпох в большинстве своем сходятся во мнении, что виновными все же следует считать социал-демократов. Правда, эта версия стала иметь какой-то вес уже после начала перестройки, до этого все валили, вестимо, на царя.

фото 8

(Музей в Тбилиси)

Из литературного наследия Чавчавадзе весьма известна поэмы «Отшельник», «Мать и сын», да и сам журнал «Иверия», в то время – очень уважаемое литературное издание, основанное и возглавленное Чавчавадзе.

фото 9

В настоящее время существует по меньшей мере 3 мемориальных места имени Чавчавадзе – село Кварели (место рождения), Тбилиси и Сагурамо, где находилось его имение. Также именем Чавчавадзе назван тбилисский Университет Западноевропейских языков и культуры. Мемориальные доски наверняка присутствуют и в Тифлисе, и в Кутаиси. Так что, если будете ехать в Боржоми – не поленитесь, сделайте маленький крюк: )