Итак, речь пойдет об умной, красивой, талантливой и мудрой женщине, которая тоже родом из Грузии и тоже снималась в кино, правда, к футболу отношения, в отличие от своего супруга, не имела. Но смотреть его иногда была все-таки вынуждена, потому что в процессе комментирования Котэ назначал ей свидания посредством речевых шифровок (кажется, постом ранее я говорил об этом).

фото 1

фото 2

Официальные данные: родилась 21 мая кровавого 37 года в тбилисской высокородной артистической семье. Отец – Михаил Эдишерович Чиаурели (1896-1974), режиссер, народный артист СССР и уникально одаренный человек. Можно даже предположить, что Софико выбрала себе мужа, глядя на своего образцового, всесторонне талантливого папу – художника, скульптора, актера, играющего на многих инструментах и знающего массу языков.

Мать – Верико Анджапаридзе (1890-1987), трагедийная актриса, которой не уставал восхищаться ее зять Котэ. Она происходила из древнего рода кутаисских князей.

фото 3
 (Верико Анджапаридзе)

фото 4
(Верико в фильме «Не горюй», снималась вместе с дочерью)

Говорят, что на пике славы Софико в Грузии в ходу была поговорка: «Господи, дай мне счастье в жизни, хорошего мужа и красоту Софико» - при этом имелась в виду не какая-то абстрактная Софико, а сами понимаете…: ) Однако наша героиня, судя по ее поведению, совершенно не была помешана на собственной внешности и не считала ее чем-то выдающимся. Когда ей было 18 лет, ее пригласили сняться в дипломной работе Отара Иоселиани, в роли опустившейся, пьющей, зрелой женщины – и она согласилась, дав много работенки гримерам и стилистам, ибо сделать подобное из цветущей, утонченно красивой девушки… Надо было попотеть : )

фото 5

Однако вернемся на пару шагов назад. В те времена школы в Грузии были раздельными для мальчиков и девочек, и заканчивала Софико Тбилисскую женскую, разумеется, среднюю школу. В 1955 году она получила аттестат и уехала в Москву, поступив сразу же во ВГИК. С одной стороны, воспитание в актерской семье было ее плюсом – она знала технические каноны профессии с детства, с другой – поговорка «на детях гениев природа отдыхает» существовала уже тогда и нужно было быть очень (!) уверенным в своих силах человеком, чтобы не бояться сравнения с гениальными знаменитыми родителями – в случае Софико этого нельзя было избежать.

Преподаватели Софико попались хорошие, школа Станиславского – Ольга Пыжова и Борис Бибиков. Сниматься она начала в институте, буквально на втором курсе, ее дебютом был фильм Резо Чхеидзе «Наш двор», получивший золотую медаль на Московском Международном кинофестивале.

Закончив ВГИК, она – внимание! – не остается в Москве и не делает ни одного движения для того, чтобы в ней закрепиться, а спокойно возвращается в Грузию и поступает на работу в Академический театр имени Котэ Марджанишвили – тот самый, в котором работала ее мать, а спустя некоторое время начинает совмещать лицедейство в нем с работой в другом театре – им. Шота Руставели, вотчиной своего будущего супруга Котэ Махарадзе. Котэ подкладывает ей гранаты – в гримерку, в машину, на подоконник, а гранат в Грузии – символ любви. Об их знакомстве был даже снят документальный фильм «Больше, чем любовь». Дело в том, что первоначально связь Котэ и Софико была довольно… одиозной, поскольку у обоих к тому моменту уже были семьи, однако в результате случилось все-таки объяснение в любви, два развода и затем – свадьба.

фото 6
(Внук Софико Чиаурели Георгий)

Наследники Софико – сыновья Никуща и Сандро , внук и внучка – Наташа и Георгий.

Вообще, если я пишу пост о герое, имеющем отношение к кино, то правилом хорошего тона считается упомянуть хотя бы часть фильмографии, перечислить хотя бы некоторые картины. Можно я не буду делать этого сейчас, а? Потому что… Ну поймите меня чисто по-человечески: Чиаурели снялась в более чем 100 фильмах, среди которых благодаря ее участию известны все! Вы представляете, что будет, если я все сейчас начну перечислять?

Но все-таки, дабы лишний раз подчеркнуть тесноту этого мира, я скажу, что это именно она произносит фразу «АвтомОбиль – маленький паравос», в фильме, о котором не так давно шла речь в моем блоге – «Не горюй» - и который снимался на узкоколейной железной дороге Боржоми-Бакуриани.

 фото 7

Ее боготворил Сергей Параджанов, всякий раз приглашая играть в своем кино и приговаривая при этом «Только с ней красота входит в мое кино, только с этой музой…». При этом она никогда не играла одинаково, не играла себя и не была актрисой одной роли. Настоящий профессионал.

 фото 8

А теперь внимание всем пугливым барышням, отрицательно относящимся к экстремальным видам спорта. Эта женщина (факт!) прыгнула с парашютом в возрасте 65 лет, разорвав раз и навсегда все шаблоны. Пожалуй, по части разрыва шаблонов с ней может сравниться только Лия Ахеджакова, которая в 55 впервые села за руль, а в 63 –вышла замуж.

 фото 9

Сама она считала себя «народной артисткой исчезнувшей цивилизации» - и называла она так даже не СССР, а скорее тот тандем России и Грузии, который, к ее и Котэ глубокому сожалению, стал распадаться. Также она говорила, что самую главную роль в ее жизни сыграли друзья, и что дружба в Грузии – совершенно особое понятие, отдельный институт, равного которому нет в мире. Именно друзья сильнее всего поддерживали Софико во время ее болезни, которая зародилась в ней сразу же после смерти Махарадзе и привела ее в итоге на то же кладбище, что и его. Характерно, что даже на лечение в Парижской клинике она брала с собой выкройки и нитки, она всю жизнь шила…

фото 10

Умерла она в 2008 году, 2 марта, оставив огромное наследие и пополнив собою список грузинских национальных Жемчужин.
Вот такая история: )