12:05 

Абуладзе

В какой-то степени этот человек является воплощением грузинского кодекса чести в творчестве, потому что узнать Тенгиза Абуладзе как личность дано было лишь его близким, а вот какие свои нравственные ценности он вкладывал в произведения, понятно тем, кто эти произведения видел.

Я был крайне удивлен тому, что далеко не каждый представитель моего поколения «чуть за 30» в принципе знает, кто такой Тенгиз Абуладзе. Странно. Ведь в начале перестройки об этом человеке говорили часто и много, в частности, о том, как он начал резать в своем кино правду-матку об СССР тогда, когда это было в принципе невозможно. Правда, мы-то тогда только-только переходили из начальной школы в среднюю…

И, раз личность этого, очень яркого культурного деятеля Грузии, оказалась скрыта от широкой общественности, то я с удовольствием расскажу.

фото 1

Тенгиз Евгеньевич Абуладзе родился 31 января 1924 года в городе Кутаиси. Как и большинство представителей своей профессии, он пришел к ней не сразу. Вообще среди режиссеров существует устойчивая традиция получать режиссерское образование как второе, или даже третье. При этом неважно, чем ты занимался «до» – клал рельсы, учил детей или конструировал вертолеты. В начале того возраста, который принято называть «сознательным», Тенгиз поступил в железнодорожный техникум. Затем - в Тбилисский театральный институт, где его преподавателем был ни кто иной, как Георгий Товстоногов. После обучения у этой легенды Тенгиза ждал, конечно же, ВГИК, который тот закончил в 1953 году. Его альма-матер была мастерская Сергея Юткевича, а дипломной работой – фильм о грузинском дирижере Дмитрии Аракишвили.

фото 2

Уже в 1956 году Тенгиз Абуладзе стал… ну, не то, чтобы лютым врагом хэппи-эндов, показывающих всем, как добро всегда побеждает зло… просто реалистом. Именно поэтому он начал свою профессиональную карьеру с того, что в фильме «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили, вместо того, чтобы пойти по стопам автора и в конце присудить больного ослика, брошенного умирать богачем-злодеем, детям бедной вдовы, выходившим его – изменил концовку. Судья в финале присуждает ослика злодею. На вопрос «почему он так поступил», Абуладзе ответил, что не хотел бы изображать «святочные истории», напротив, зритель нуждается в той реальной драме, в традициях которой и происходит, как правило, «простая человеческая жизнь». Фильм получил Гран-При на Каннском фестивале, став первой советской картиной, получившей награду на Западе.

После этого советские критики стали посматривать на него немного косо. Не травили, но язвительно сравнивали с итальянскими неореалистами (а не образцами «уникального советского социалистического киноискусства»;).

фото 3
(кадр из фильма «Мольба»;)

Кстати, помните, я не так давно писал о Пиросмани? Так вот, мало того, что самого Абуладзе часто сравнивали с Пиросмани по подаче многих его центральных образов – ведь у него, как и у Нико, прослеживалась та же тонкая смесь искренности, наивности, честности подачи в злом, агрессивном окружении, готовом напасть и раздавить – что не умаляло ни наивности, ни честности. Мало того, повторяю. Сам Абуладзе решился в 60х года прошлого столетия снимать фильм о Пиросмани с актером Серго Закариадзе в главной роли, однако так и не получил на это санкции от Госкино.
По сравнению с кинодельцами настоящего, Абуладзе снял относительно немного картин: уже упомянутого «Лурджу Магданы», фильмы «Чужие дети», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Мольба», «Ожерелье для моей любимой», «Древо желания» и долго бывшее одиозным «Покаяние», о котором я немного подробнее расскажу позже. Однако эти 7 картин – яркое свидетельство того, насколько качество бывает важнее и ценнее количества.

фото 4

Тот самый грубый, жестокий реализм, которого всю свою творческую жизнь старался придерживаться Абуладзе, однажды коснулся и его самого. Произошло это в 1978 году, после показа фильма «Древо желания». После автокатастрофы, в которую попал автомобиль с Абуладзе, шофер скончался, а сам режиссер получил тяжелые травмы и лечился несколько месяцев. В машине, несшейся навстречу машине с Абуладзе, оказался пьяный водитель.

Что касается «Покаяния», то это кино, наверное, и есть квинтессенция всего творческого пути Абуладзе, стержень его режиссерской и общественной жизни, самое ценное из того, что он сделал. Представьте себе на минуточку такую картину. 1984 год, цветущая эпоха застоя, Брежнев во всей красе. И тут выходит картина о диктаторе, образ которого содержит черты Гитлера, Муссолини, Берии, и, разумеется… Сталина. Каждый сюжетный поворот фильма чрезвычайно исторически узнаваем, и все, кто застал хрущевскую «оттепель», не могут этого не заметить. В кино показана одна историческая особенность, закон – «диктатура часто сменяет демократию, а диктатуру, в свою очередь, всегда сменяет застой и затишье». И вот опаснее такого затишья – наверное, нет. Диктатура губит самых ярких и честных представителей общества, а застой – абсолютно всех, без исключения.

фото 5

По сюжету внук диктатора сводит счеты с жизнью, узнав, кем был его дед, а дочь одного из погибших в застенках героев вытаскивает тело диктатора из могилы, не позволяя его похоронить, для того, чтобы люди каждую минуту помнили, чем может обернуться их бездействие и равнодушие.

фото 6

Надо ли говорить, что фильм сразу же после съемки лег на полку? Но он не просто сразу после выхода лег на полку. Его выход планомерно саботировался, пленки странным образом несколько раз «портились», потому что в нужный момент в ЦК оказалась записочка о том, что Абуладзе якобы снимает антисоветский фильм. Период подготовки пленок был страшен для всей семьи режиссера, которая, между прочим, принимала участие в создании фильма – там играла его жена Мзия, внук был занят в эпизоде, а невестка – соавтор сценария. Абуладзе в те времена ежечасно ждал обыска, налета властей, прятал книги… Это был период жизни страны, буквально граничащий с перестройкой, а темнее всего, как говорится в народе – перед рассветом.

Однако все оказалось не так плохо, как можно предположить. На закрытой премьере в Грузии фильм очень понравился Эдуарду Шеварднадзе и КГБ поутихло. Затем свое веское слово сказали Горбачев и Лигачев, жена которого была дочерью «врага народа». Спустя пару лет – в 1986 году, на волне наметившейся перестройки состоялся закрытый показ фильма силами Элема Климова, а после начала перестройки кино сняли с полки и показали широкой публике. Разумеется, оно произвело фурор.

фото 7

Правда, после этой картины Абуладзе кино уже не снимал. Возможно, потому что устал, а может, почувствовал, что после «Покаяния» снимать что-то еще – значит играть с самим собой злую шутку. Умер он 6 марта 1994 года в Тбилиси.

фото 8
(памятник фильму «Я, бабушка, Илико и Илларион»;)

Думая о творчестве этого человека, невозможно не составлять у себя в голове портрет Грузии и ее национального менталитета – чистоты, непримиримости с несправедливостью, пусть даже последняя всегда имеет более выигрышные позиции. Никто не знает, что является причиной такого положения дел. Может быть, древнейшие семейные и культурные традиции этой страны, а может – неиссякаемая сила и чистота ее источников. Да и зачем знать? Давайте просто наслаждаться тем, что оба этих понятия мы можем увидеть и прочувствовать в каждой бутылке Боржоми: )

URL
   

Газированная история

главная